Сайт В.В.Будакова

О ВИКТОРЕ БУДАКОВЕ

 
Биография Виктора БудаковаТворчество Виктора Будаковаредактораская деятельность Виктора БудаковаПросветительская деятельность Виктора БудаковаОбщественное признание Виктора БудаковаФотоальбом Виктора БудаковаКонтакты Виктора Будакова

ВИКТОР БУДАКОВ. ВЕЛИКИЙ ДОН. —
Воронеж, 2006.

ВОЛНЫ «ВЕЛИКОГО ДОНА»

       Если ранее шла речь о панорамном, планетарном видении Будакова в контексте исторических событий, то сейчас хотелось бы обратить внимание на то, что панорамное видение: отчий край — Отчизна — планета Земля — Вселенная лежит в основе всей художественной системы писателя.
         Отчий край его — это донские воды, тысячелетия направляющиеся к морю и, в конечном счёте, попадающие в Мировой океан...
         Кроме Волги и Днепра, с великим Доном породнены другие реки: Амур, Лена, Иртыш, Тобол, Урал, Печора, Нева, Ока, Терек. На Кавказе у Дона есть горные братья:
         В краю кавказском, горном, осетинском
         О камень воды бьют Ардон, Сардон...
         Я видел их, и не из стран латинских,
         Увидеть их меня подвиг сам Дон.
         Как сказал французский мыслитель Паскаль, «реки — это дороги, которые и сами движутся и нас несут туда, куда мы держим путь».
         В стихотворении «Главный поток» Будаков говорит о реках Земли, которые текут по своим законам, «не знают границ и кордонов, знают — друг друга». Реки Земли, названные в «Великом Доне»: Дунай, Эльба, Рейн, Висла, Буг, Влтава, Сена, Луара; совсем далекий Ганг и текущая на другом континенте «мировая избранница рек» — Амазонка. Реки должны не разъединять страны и народы, а соединять, ведь не зря на островной части Европы существует ещё одна река, носящая название Дон:
         Есть в Шотландии Дон,
         Что же он —
         Параллельное существованье
         Или просто одноназванье?
         С донского перекрёстка Будакова открывается огромная панорама Земли. С него видны Индийский океан и атлантический остров Святой Елены, ставший местом ссылки Наполеона; вершины Альп и Карпат; знаменитые римские холмы, покинутые изгнанником Овидием, и турецкая чужбина «некрасовцев». В поле зрения автора находятся: Англия, Швеция, Германия, Франция, Италия, Сербия, Чехия, Польша, Венгрия, Индия, Америка...
         Завершающий обзор — из космоса, из Вселенной. Космический обзор явно ощущается в первой части стихотворения «Инобытие», ведь ни одна географическая карта, ни один глобус не смогли бы так передать масштабность причудливого пути великого Дона от истоков до впадения в море:
         Большая излучина Дона,
         Что она, откуда она, гигантская эта дуга?
         Почему Дон течёт столь причудливо
         И как бы затрудняясь, куда ему течь?
         Сначала свой путь он долго торит на юг,
         Вдруг решительно поворачивает на восток,
         А затем вновь выворачивает на юг,
         И берег левый открыт Востоку,
         А берег правый открыт Западу...
         Словно глаза евразийца.
         Наконец, Дон втекает в море,
         И море поглощает его,
         А может, даёт иную, уже невидимую жизнь!
         Во второй части стихотворения, где идёт сравнение донского течения с человеческой судьбой: «Не так ли и ты, плывущий по излучине жизни, открыт во все стороны света», определяется центральное место человека в художественной системе Будакова. Метафизическое инобытие — это взлёт человеческой мысли, дерзновенная попытка приоткрыть завесу вечной тайны:
         Пока тебя не поглотит бездна-смерть,
         Которая смерть ли есть?
         Ибо так называемое небытие,
         Быть может, всего лишь инобытие?
         Или бытие вечное?
         Спасение и бытие вечное!
         Создав такое неординарное поэтическое произведение, Будаков придал созданной им художественной системе цельность и логическую завершённость. К художественным достоинствам стихотворения следует отнести мощную смысловую энергетику, характерную для русской философской лирики, начиная уже с восемнадцатого века.

Виктория Стручкова, филолог (Воронеж).
Из книги «Волны «Великого Дона».
Традиции и новаторство в творчестве Виктора Будакова».
— М.: Издательско-полиграфическое объединение «У Никитских ворот», 2009.

ОТЧИЙ КРАЙ, РЕКИ РОДНАЯ РЕЧЬ

      Не только в эссе «Донская стремнина», но и в большинстве произведений Виктора Будакова — в стихах, в прозе, в публицистике — всегда присутствует, кроме человека, ещё один возлюбленный им герой — Дон. Родная река детства, юности, да и всей жизни.

Валерий Баранов, член Союза писателей России (Воронеж).
Из книги «Отчий край, реки родная речь... На дорогах времени:
заметки о творчестве писателя Виктора Будакова».
— Воронеж: Изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2009.

Вернуться наверх     Вернуться на главную страницу

 

Новости из жизни В.Будакова         

        


ПОИСК       

        

ДРУЗЬЯ САЙТА         

www.rossosh. info        

www.snesarev.ru         

www.boris-belogolovy.ru         

        

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru